Занятие 9.
Анализ информации
Как проанализировать информацию качественного исследования качественно
Первый #must анализа
ВСЕГДА помнить про ЦЕЛЬ исследования, а также про задачи и гипотезы
Второй #must анализа
слова респондентов (информация)

выводы и рекомендации
Третий #must анализа
помнить о том, КАКОЕ исследование вы проводили - ГРУППОВОЕ или ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Четвертый #must анализа
то, что вы ЗНАЛИ - это скорее ФАКТ
то, что вы НЕ ЗНАЛИ - это скорее ИДЕЯ
Что в основе анализа?
1. Транскрипты каждой беседы (короткие или полные)
2. Заметки ваши и команды
3. Карты/задания/коллажи участника
4. Память ваша и команды



Инструмент 1. Транскрипт
1. Каждый участник команды получает "чистые" транскрипты/заметки/коллажи всех бесед
2. В каждом файле разными цветами выделяет важное и дает комментарий
3. После команда обменивается мыслями/идеями по каждой теме



Инструмент 2. Магия Excel
1. По каждой беседе создается таблица с разными вкладками
2. В плашке сверху (столбцы) обозначаем по критериям ЦА - имена, возраст и т.п.
3. В плашке сбоку - основные вопросы
4. Выписываем цитаты и... магия! Можно анализировать





Инструмент 3. Магия стикеров
1. Выписываете СЛОВА, МЫСЛИ, ЧУВСТВА и ДЕЙСТВИЯ одного человека или группы
2. Распределяете их на доске/ватмане по типам, по группам, по рангам и т.п.
3. Перемещаете их, когда необходимо
4. Туда же дописываете свои идеи и наблюдения





Как еще анализировать?
1. По возрасту: что думают респонденты помоложе (18-25 лет), а что - постарше (25-30 лет)
2. По полу: что думают мужчины, а что женщины
3. По географии: что думают респонденты в Москве, а что в регионе
4. По стилю жизни: что думают активные, а что пассивные
5. По семейному положению: что думают семейные, а что несемейные




А еще и так надо анализировать:
1. Группировка: разбиваем самостоятельно ответы по группам (например, вопросов)
2. Ранжирование: распределяем мнения от самых N до самых N (например, важных/крутых и не очень)
3. Типологизация/Классификация: самостоятельно выделяем "типы" идей





Каким должен быть анализ?
Систематичный и последовательный
все должно опираться на законы логики, в этом поможет бриф и сценарий исследования
Поддается проверке
включаем "нейтральный" режим, ориентируемся на то, что было сказано, а не на свое восприятие, ожидания, предубеждения
Анализируем сразу после беседы
не ждем, пока накопится куча материалов, в которых можно утонуть
Помним о наших вопросах и гипотезах
исследование направлено на выявление, доказательство и/или опровержение, не на констатацию популярно известных фактов
Не вся информация важна
ошибка - анализировать каждое слово и запятую, важно видеть главное и читать между строк
Ваша команда - глас народа
ваша задача - не пересказать, а проанализировать, выявить противоречия
заказчик ждет новых идей и рекомендаций
Подкрепляем визуально
заранее подумайте, какие цитаты, картинки, фотографии, карты, коллажи, таблицы вы прикрепите к своей презентации
НЕ используйте числа
качественный анализ - не про голую статистику; замените цифры на "большая/меньшая часть", "несколько", "некоторые"
Как увидеть важную мысль?
1. Есть ответ на ваш вопрос в формате "почему это так, а не иначе" (мясо)
2. Частота упоминания: количество одинаковых выражений
3. Специфичность: описан контекст, что нового/необычного узнали
4. Обширность: сколько человек так сказали (не для цифры, а для мысли)
5. Эмоции: какие чувства описывает человек, его энтузиазм




МЫСЛЬ «НЕ ОК»
Светлана: Не знаю, никаких эмоций, вообще неинтересно.

Модератор: Если в целом, впечатления какие?
Алексей: Все было хорошо.

МЫСЛЬ «ОК»
Анастасия: Для меня, на самом деле тоже видео на один раз. Но впечатление положительное. Там, вообще, самым угарным был этот лысый дядечка. Мне кажется, на нем в основном держался юмор этого фильма.

Модератор: Было что-то, что тебе не понравилось?

Анастасия: Местами были такие, как сказать, глупые шутки, пошлые. Где-то в каких-то местах они реально были острые, прикольные. А в каких-то местах настолько пошло, что не очень приятно.



Как делать анализ проекций?
1. Внимательно изучить характеристики проекции (возраст, пол, характер, эмоции персонажа) ответ на ваш вопрос в формате
2. Переложить с "закрытыми глазами" их на бренд/продукт
3. Найти реальное отражение характеристик




Как делать анализ "вечеринок" и т.п.?
1. Внимательно изучить характеристики персонажей (возраст, пол, характер, эмоции)
2. Изучить поведение персонажей на вечеринке (где стоит, что делает, когда уехал и с кем, что пьет)
3. Объяснить связи и отношения между персонажами
4. Дать этому РАЦИОНАЛЬНОЕ объяснение





# Золотая формула анализа
сырой материал (что получили) описание (что поняли) интерпретация (как поняли) рекомендация
(что делаем)
Источники для иллюстраций: Unsplash
Made on
Tilda